День самоуправления

Тысячи школ по всей стране в преддверии большого и светлого праздника, Дня учителя, с удовольствием принимают участие в традиционном смелом эксперименте - Дне самоуправления. День самоуправления в школе представляет собой учебный день, в течение которого уроки и внеклассную работу проводят учащиеся старших классов. Все дети школы занимаются по расписанию уроков, утвержденному приказом директора школы на этот день.

Такую форму проведения уроков, пусть даже всего лишь в течение одной-единственной пятницы в году, позволяют себе далеко не все учебные заведения Мичуринска, но директор средней школы №7 Елена Рыбальченко давно известна как современный, демократичный руководитель. Елена Ивановна также положительно относится и к широкому освещению учебной и внеклассной деятельности педагогов основного и дополнительного образования, кружков, секций, ученических проектов, спортивных успехов и достижений учащихся, да и вообще деятельности школы как таковой. Так и сегодня, День самоуправления прошёл в полностью открытом формате.

На общешкольной линейке, начавшейся в 8:15, заместитель директора Н.А. Верховцева передала символический ключ от школы «директору», после чего тот представил собравшимся в спортивном зале учащимся их новых педагогов, заранее распределённых и прикреплённых к разным классам - от начального до старшего звена. Построенные ученики проследовали вместе со своими учителями в учебные классы, а молодой физрук остался в спортивном зале с пятиклассниками.

В средней школе №7 День самоуправления - традиция достаточно старая, но вместе с тем и молодая. После случившегося продолжительного перерыва 8 лет назад один из старшеклассников высказал идею о возрождении этого большого предпраздничного события и проведённый эксперимент оказался настолько успешным, что День дублёра прочно занял своё место в сетке школьных событий.

Заранее составленное и утвержденное расписание учебного дня по традиции содержит всего два послабления для юных учителей - оно сокращённое и все уроки длятся всего лишь 30 минут; в расписании всего лишь три первых урока, а дальше обычных учителей и учителей-дублеров ждёт «круглый стол» для обмена мнениями и опытом. Но пока в кабинетах скрипел мел, работали современные цифровые проекторы и корпели над учебниками будущие высококлассные специалисты, традиционный преподавательский состав ожидал большой праздничный концерт, также подготовленный силами старшеклассников под чутким и грамотным руководством талантливого педагога-организатора Анны Атнагуловой. Анна Николаевна далеко не первый год занимается организационной деятельностью и её работу традиционно очень высоко оценивают участники, зрители и гости школьных мероприятий.

Юные частушечники, очаровательные ведущие, замечательные певцы и мастера музыкальных инструментов (саксофона и аккордеона), художественные чтецы и танцоры, даже обязательные для такого концерта забавные сценические миниатюры вызвали у зрителей бурю аплодисментов, причем вполне заслуженно - видна опытная направляющая рука и заметен любому гостю примечательный профессиональный уровень всех участников.

Концерт из нескольких актов прерывался небольшими антрактами-переменами, во время которых юные учителя устраивали творческие минутки в рекреационных помещениях и на свободных школьных площадках, демонстрируя танцевальное и песенное мастерство. Любой желающий также сегодня мог оставить пожелание своим учителям на специально созданной стенгазете, а также полюбоваться выставкой букетов - так, например, девятиклассники в качестве букета представили на суд зрителей весьма оригинальную и забавную конструкцию растительного происхождения, где желтые плоды-перчинки в количестве 23 штук (старательно пронумерованных!) символизируют учащихся класса, а большой и зрелый красный перец - самого классного руководителя. Настоящие молодые педагоги также не остались без внимания - трое вчерашних студентов, пополнивших ряды людей, посвящающих жизнь классному журналу, произнесли шуточные клятвы и получили в подарок «Напутствия молодым специалистам».

Безусловно, в центре внимания сегодня находилась и классный руководитель единственного выпускного класса, Нина Васильевна Попова - она принимала поздравления и благодарности от коллег, ведь именно благодаря её педагогическому мастерству и профессионализму в школе сегодня поддерживался порядок и тишина на занятиях, а молодые учителя легко подхватили знамя первопроходцев и достойно справились с задачей передачи знаний будущим поколениям.

Но всё хорошее имеет свойство заканчиваться, закончились и уроки одновременно с концертом, учащиеся покинули стены школы, а все педагоги - как опытные, так и только что отработавшие свой первый почти полноценный день - собрались на «круглый стол», чтобы обменяться впечатлениями и поделиться опытом. С приветственными словами к присутствующим обратились заместитель директора Н.А.Верховцева и классный руководитель «учителей» Н.В. Попова, после чего уже не учителя, но ещё не одиннадцатиклассники получили возможность рассказать, что же интересного произошло в течение этого дня и какие они выводы из этого сделали. Безусловно, самым ожидаемым выводом стало понимание невероятной сложности и ответственности профессии учителя - каждый без исключения имел возможность убедиться в том, что подготовка к проведению и непосредственно проведение даже нескольких уроков не терпит халатности, требует высокой концентрации, полной отдачи, филигранного владения знаниями не только по собственному предмету, но и по ряду смежных, а зачастую и вовсе не из утверждённой учебной программы. Приятным сюрпризом стало заявление нескольких старшеклассников о том, что они по итогам этого шуточного, в общем-то, дня решили посвятить свою жизнь преподаванию - школе сейчас как никогда нужны молодые и талантливые специалисты, со свежим взглядом и кипящей кровью. Разумеется, не всё у всех прошло гладко - так не бывает. Ребята столкнулись и с классическими трудностями учебного процесса, нарушителями дисциплины. Но благодаря оперативной взаимопомощи, все конфликты были успешно разрешены; так и должна работать миниатюрная модель общества, так и должно работать общество в целом.

Подытожив всё сказанное юными коллегами, Елена Рыбальченко обратилась к ним с вопросом, разделяют ли они формальное название работы учителя как «предоставление образовательной услуги». Поразмыслив, будущие выпускники согласились - вряд ли возможно назвать просто услугой то, к чему не прописаны в законе, но неразрывно с этим связаны бессонные ночи, переживания, привязанности и целая маленькая жизнь, прожитая вместе учителем и учеником.

Также Елена Ивановна отметила удивительную особенность этого праздника: чуть ли не впервые за восемь лет молодые люди сами проявили инициативу и потянулись к работе в начальной школе - проблема учителей-мужчин сейчас стоит как никогда остро.

Е.И. Рыбальченко поблагодарила всех участников за успешное проведение Дня самоуправления и выразила надежду на то, что он действительно станет для кого-то началом длинной профессиональной педагогической карьеры.

Материал подготовлен специалистами управления пресс-службы